Благословение - православное издательство.

Акции

Профилактика коронавируса

Как достичь духовного совершенства: Советы подвижника Пантелеимонова монастыря иеросхимонаха Агафодора (Буданова)

Путь к духовному совершенству состоит в том, чтобы упражняться в таких деланиях, которые могли бы привести к совершенству Евангельскому. В cв. Евангелии говорится, что исполнение одних заповедей недостаточно для совершенства, но потребно еще отрешиться от всего, что может нас привязывать к земной жизни (как то: богатство, честь, слава и другие удовольствия).

Почему и заповедал Господь для получения совершенства: «Продать имение, раздать оное нищим и, взяв крест, следовать за Ним». Таким образом, этим действием отсекает от человека всякие пристрастия, ибо, имея пристрастия, невозможно освободить душу свою от страстей и достичь совершенства.

Совершенное же умерщвление страстей рождается от совершенного самоотвержения, с каким человек предает себя воле Божией и отсекает свою волю и пожелания, что одно только и может привести к бесстрастию.

Способ этого отсечения удобопонятнее всех указан и разъяснен в книге св. Аввы Дорофея в 5-й главе «О том, чтобы не полагаться на свой разум». Там мы читаем: «Отсечение своей воли приводит человека к истинному послушанию, смирению, самоотвержению, к чистой непарительной молитве, ибо неочищенному сердцу от страстей невозможно стяжать чистую молитву, а также и не испытавшему и не научившемуся истинному послушанию. Чистое с полной преданностью Богу послушание происходит от отсечения своей воли, так как, когда человек отсекает свою волю, то это значит, что он исполняет волю чью-либо иную, т. е. того, кому он добровольно подчинил себя».

Св. Симеон Новый Богослов в 3-м образе молитвы говорит, что заниматься молитвой с успехом можно только после совершенного послушания. Самый лучший пример быстрого преуспеяния в молитве и самоотвержении представлен нам в житии св. Аввы Дорофея, который совершенно предал себя послушанию своему старцу. Авва Дорофей не захотел даже пред самой смертью своей исполнить свою волю. Он сказал старцу, что в его болезни полезно есть недоваренные (всмятку) яйца, но при сем просил не давать ему таковых, так как это происходило от него самого, а не от учителя. В этом примере видно совершенное умерщвление своей воли, самоотвержение и готовность умереть, нежели исполнить свою волю, это — истинное мученичество.

Также он при таком отсечении своей воли и послушании преуспел и в молитве, до последнего вздоха не оставляя ее, к чему и побуждал его старец, говоря ему, чтобы он заботился о ней, и только сделал ему небольшое снисхождение — пред самым концом велел иметь одну память Божию, представляя себе невидимое присутствие Божие, без слов молитвы.

Итак, книга св. Аввы Дорофея есть самая лучшая для обучения молитве, где показан путь к ней через отсечение своей воли и истинное послушание. Здесь послушание надо понимать в смысле исполнения чьей-либо воли, но не своей. Как, например, некоторый старец приказал ученику своему поливать водой сухой кол, воткнутый в землю, для испытания его, имеет ли тот совершенное к нему по Богу послушание, без рассуждения. Ученик поливал целый год, и вот Господь, видя такую преданность ученика к старцу, повелел сухому колу процвести, что и произошло.

Поэтому послушание ценится не по тому, чтό делает кто, а по тому, как это делает, с должным ли самоотвержением и преданностью к повелевшему, и без всякого рассуждения. Следовательно, надо заботиться более о том, чтобы исполнять то, что будет приказано, с полным усердием и без всякого рассуждения, но кто заботится о том, чтобы по своему желанию избрать себе какое-либо занятие, думая, что послушание состоит в том, чтобы только делать много и какое-либо важное дело, тот жестоко ошибается, не ведая того, что таковое занятие приводит к гордости, а вышесказанное — к смирению; поэтому и послушание без отсечения своей воли может принести лишь вред.

Пользует же послушание то, которое отсечением воли своей. Следовательно, послушанием называется не занятие какое-либо, а полное подчинение своей воли о. Игумену, как старцу, и тому, кому он подчинит, хотя бы пришлось ничего не делать.

 

* * *

Иеросхимонах Агафодор (Буданов) (в миру Александр Иванович Буданов) родился 18 января 1845 года в московской купеческой семье. Его матерь звали Стефанида. Он был братом иеромонаха Уриила и иеросхимонаха Мины. Прибыл на Афон и поступил в монастырь св. великомученика Пантелеимона 14 апреля 1869 года, пострижен в мантию 4 марта 1871 года, в схиму — 30 марта 1888 года.

Послушание проходил сначала в трапезной, потом в 1873-1882 годах при Российском Посольстве в Константинополе. Рукоположен в иеродиакона 21 ноября 1882 года, в иеромонаха — 10 апреля 1883 года. С 1890 года был антипросопом в Протате. Последние 25 лет своей жизни — духовником в обители.

Преставился 17 ноября 1920 года.

Оставил много духовных дневников, где детально отобразил свой духовный опыт. 

 

Публикуется по книге: «Афонское Добротолюбие о безмолвии и молитве».

Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 14. Святая Гора,

Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2015.

 

Источник:

http://afonit.info/biblioteka/nastavleniya-afonskikh-podvizhnikov/kak-dostich-dukhovnogo-sovershenstva-sovety-dukhovnika-panteleimonova-monastyrya-ieroskhimonakha-agafodora-budanova


Комментарии


Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20