Благословение - православное издательство.

Акции

Профилактика коронавируса

Исследование о признаках антихриста проф. Беляева

Ниже мы помещаем раздел из фундаментального сочинения «О безбожии и антихристе» известного богослова, историка Церкви, заслуженного профессора Московской Духовной академии А.Д. Беляева. 

+   +   + 

Александр Дмитриевич Беляев (23.07.1849–29.10.1919) родился в г. Раненбург Рязанской губернии в семье священника. Учился в Рязанской Духовной семинарии, затем в Московской Духовной семинарии, которую закончил с отличием в 1876 г. по богословскому отделению.

С сентября 1876 г. – приват-доцент кафедры догматического богословия Московской Духовной академии (МДА). В 1880 г. за сочинение «Любовь Божественная» удостоен степени магистра богословия, в том же году избран доцентом МДА. С 1893 г. – экстраординарный профессор, с 17 мая 1899 г. – доктор богословия (по совокупности трудов и за диссертацию «О безбожии и антихристе»). 8 декабря 1899 г. избран ординарным профессором. С 23 ноября 1901 г. – заслуженный ординарный профессор МДА.

Публикацию, специально для Русской Народной Линии, подготовил профессор А.Д. Каплин. Деление на 2 части и перестановка частей названия – составителя. Постраничная сноска вынесена в Примечание. 

+   +   +

Общий взгляд на вопрос о времени и признаках пришествия антихриста

 

Переходим, наконец, к решению самого важного вопроса, – вопроса о том, что нужно разуметь под удерживающим и держащим?

Так как удерживающее и держащий замедляют пришествие антихриста, являются препятствием для него, то не может быть сомнения в том, что под удерживающим и держащим нужно разуметь существо или силу, по природе и характеру противоположные антихристу, т. е. благодетельные, добрые, а отнюдь не злые. Злой не может и не будет поставлять препятствия злому. Если сатана сатану изгонит, то он разделился сам с собой: как же устоит царство его (Мф. 12:26)? Вот почему почти все богословы, писавшее об этом предмете, в удерживающем и держащем видят силу, или существо, или учреждение доброе, благодетельное.

Но, очевидно, этим соображением вопрос об удерживающем и держащем решается только в самой общей форме, потому что добрых существ, хороших учреждений и благотворных сил на свете много. Какое же именно доброе существо, какое благодетельное учреждение, или какую благотворную силу до́лжно разуметь под удерживающим и держащим?

Многие богословы, как мы видели, под удерживающим, как силой, препятствующей явлению антихриста, разумеют политическое или государственное устройство общества, основанные на законах порядок и строй политической, государственной и общественной жизни, а под держащим – главных представителей и блюстителей законности и основанного на ней порядка жизни, т.е. государей, правителей, правительства.

Мнение это возникло не от того, чтобы его считали наилучшим объяснением предмета и самым подходящим решением вопроса, а от того, чисто случайного, обстоятельства, что первоначально и в течение многих веков, даже и до последнего времени, очень многие богословы под удерживающим разумели Римскую империю, а под держащим – Римских императоров. Чрезвычайному распространению этого взгляда на удерживающее и держащего, как на Римскую империю и Римских императоров, благоприятствовали многие обстоятельства.

Во-первых, при этом объяснении легко решается вопрос, почему Апостол препятствующее и препятствующего не назвал прямо по имени, а обозначил прикровенно; так как, говорят, за открытую речь о том, что Римской империи некогда придет конец, он мог подвергнуться преследованию со стороны Римского правительства.

Во-вторых, по книге Даниила четвертая всемирная монархия есть последнее всемирное царство на земле, из которого возникнет антихрист; а под этой монархией богословы издавна и постоянно разумели именно Римскую империю.

В-третьих, Римская империя в первые века христианства была могущественнейшим из всех земных царств, даже считалась царством несокрушимым, вечным; а на Западе очень многие богословы не только в средние века, но даже и в новое время думали, что Римская империя будет существовать вплоть до пришествия антихриста.

В-четвертых, некоторые указывают еще на то, что сам Апостол Павел в борьбе против ненавидевших его Иудеев находил защиту и поддержку себе и своей благовестнической деятельности в законах и у властей Римской империи, и потому эти последние были для него силой, задерживающей распространение и проявления зла.

В виду всего этого взгляд на удерживающее и держащего, как на Римскую империю и Римских императоров, казался столь правдоподобным, что он был самым распространенным и господствующим в древности и в средние века и имел весьма многих приверженцев даже и в новое время вплоть до наших дней. Но так как в новое время Римская империя перестала существовать, так что ее нет теперь даже и по имени, то многие богословы несколько видоизменили этот взгляд на удерживающее и держащего: стали разуметь под ними не Римскую империю и Римских императоров, а, так сказать, империи и императоров вообще; стали разуметь основанные на законах и охраняемые законами правительственную власть и порядок гражданских обществ, строй жизни, основанный на юридических обычаях и законах, – тот строй, который достиг высшей степени совершенства именно в Римской империи, ставшей типом политического, государственного и гражданского порядка.

О таком объяснении удерживающего и держащего до́лжно сказать, что строгие и хорошие законы, твердая и законная власть и утверждающийся на законах и охраняемый законами порядок жизни государственной, политической, общественной и семейной, действительно, служат надежным оплотом против безпорядков, насилий, преступлений, междоусобицы, бунтов, а отчасти могут предотвращать и международные войны. Законы и блюстители их охраняют безопасность личности, неприкосновенность семейного очага, целость имущественной собственности, безопасность обществ и народов и способствуют благосостоянию и процветанию последних. Действуя долго, они могут воспитать и возрастить в народе гражданские добродетели: честность, законность, сознание гражданского долга, чувство национального братства и единения, патриотизм, косвенно они поддерживают и религиозно-нравственный строй жизни.

Тем не менее, они остаются силами внешними и потому они могут создавать, взращивать, поддерживать и обеспечивать преимущественно материальное благосостояние людей, внешнюю безопасность их и внешний порядок или строй жизни; равным образом и обуздывать они могут только внешние проявления зла, явные нарушения законов и принятых обычаев. Но на внутреннего человека они действуют именно только косвенным образом. Твердая власть и строгие законы имеют силу карать злодеев и этим по возможности обеспечивают и охраняют безопасность добрых граждан; страхом кары они могут обуздывать дерзость злодеев и ограничивать число преступлений: но наказания не могут преступников превратить в людей добродетельных. Чтобы уменьшить число преступлений и преступников, нужно исцелить ту среду, которая производит злодеев. Между тем, как нравственная и физическая порча народов, так и целение ее стоят в зависимости от естественных законов роста общественной и международной жизни и от духа времени, противодействовать которым положительные законы могут только в слабой мере.

В каждом народе есть много недугов, за которые подвергать людей каре невозможно, безполезно, а иногда и вредно; таковы: равнодушие к вере в Бога, холодность к Церкви, суеверия, лжеверие, безбожие, нечестие, распутство, роскошь, мотовство, кутежи, пьянство, скаредность, немилосердие к бедным, эксплуатация богатыми и сильными бедных, леность, праздность и т. п. Можно предпринимать разные средства для ослабления этих недугов, бороться с ними; но в том-то и дело, кто с ними будет бороться? Если в народе осталось еще много людей, которые сами не заражены этими недугами, ясно сознают опасность распространения их и имеют достаточно мужества и твердой воли для борьбы с ними, то оздоровление народа еще возможно. Если же эти недуги широко распространились во всех слоях общества, тогда ни законы, как бы они ни были хороши, ни немногие самоотверженные борцы против этих недугов не исцелят народа и могут только отсрочить окончательный упадок его и гибель, политическую и национальную.

Кроме того, не следует забывать, что испорченный народ не может иметь хороших законов, а если он и имеет их, то они остаются мертвой буквой. Не столько дух народа воспитывается и создается законами, сколько сами законы являются выражением духовного уклада народа. А этот уклад, в свою очередь, создается в течение веков и есть результат частью природного характера народа, частью внешних и внутренних условий его жизни, частью его исторических судеб. Кроме того, во всякую эпоху каждый народ бывает напоен тем духом времени, который в данную эпоху является господствующим в семье образованных народов; а такой, так сказать, мировой дух времени создается условиями многовековой исторической жизни многих народов, и законы того или иного народа не могут воспрепятствовать ни возникновению, ни распространению его; а, напротив, они сами подчиняются его воздействию и соответственно ему преобразовываются.

В итоге правительства и законы могут оказывать только ограниченное влияние на рост внутреннего духовного человека. Воспрепятствовать нравственному и религиозному упадку народа, если последний условливается естественными законами роста народа, международными отношениями и историческими причинами, они не могут. При деморализации народа и хорошие законы становятся безсильными, так как их обходят, не исполняют. При нравственном разложении и религиозном упадке народа сами законодатели и блюстители законов заражаются общими со всем народом недугами, и зло становится неисцельным.

На Римской империи именно и оправдались эти истины с поразительной очевидностью. В первые века христианства Римская империя владычествовала над всем тогдашним миром, и ни один из тогдашних народов не имел силы оказать заметное влияние на судьбы ее или противодействие нормальному ходу ее внутренней жизни и ее внешней власти и силе; Римские цезари были полновластными владыками в своем всемирном царстве; законы были столь хороши и строги, что даже и доселе они считаются образцовыми; дисциплина и в войске и в гражданском управлении тоже была образцовой. Римляне имели дома, в предках, а отчасти и в современниках, образцы военной доблести, гражданских добродетелей, супружеской верности и всех вообще семейных добродетелей.

Но ни обладание всем миром, ни непобедимое могущество, ни безграничная власть цезарей, ни железная дисциплина и неустрашимое мужество непобедимых легионов, ни превосходные законы, ни веками выработанные и также образцовые гражданские учреждения, ни богатства и материальное благосостояние, ни даже процветание наук, искусств, литературы и техники, – ничто не спасло Римского народа от нравственной порчи, а вместе с тем и эту всемирную империю от распадения и погибели. Все это оставалось, но не имело прежней внутренней силы, утратило прежний дух; а потому было безсильно, чтобы воспрепятствовать нравственному разложению и политическому упадку Римского народа и созданной им Римской империи.

От чего же погибла Римская империя? От роскоши и от неизбежного результата ее – нравственной распущенности. Завоеванные несметные богатства приучили высшие классы Римского народа к роскошной, праздной и изнеженной жизни, приучили их к расточительности, обжорству и разврату. Такая жизнь вошла даже в моду; этими пороками щеголяли. Развращение высших классов скоро сообщилось и черни, проникло и в войска. Всеобщая нравственная порча, сопровождавшаяся и упадком религии, привела и к политической смерти.

Поэтому мы думаем, что как бы ни было велико политическое могущество государства и народа, как бы ни было сильно и твердо правительство его, как бы ни были совершенны его законы, как бы ни было сильно его войско и превосходны его гражданские учреждения, как бы ни было велико его материальное благосостояние и даже умственное развитие, – все это, однако, составляет огромную и прочную силу только дотоле, пока в народе силен дух религиозности и нравственности. А сами по себе эти высокие преимущества государства и народа не могут еще быть надежным оплотом против физического вырождения, политического упадка, потери государственной и национальной независимости и гибели народа. Все эти преимущества составляют действительную силу государства и народа только при высокой нравственности и религиозности последнего; в противном же случае они скоро ослабеют и придут в упадок.

Вот почему мы думаем, что никакое самое совершенное государственное устройство не может воспрепятствовать осуществлению того, что Апостол Павел назвал отступлением, а потому и не может быть признано главной задерживающей пришествие антихриста силой. Поэтому нельзя признать удовлетворительными объяснения, когда под удерживающим и держащим разумеют или Римскую империю и Римских императоров, или, общее, правовое государственное устройство.

Если, таким образом, удерживающее и держащей не имеют непосредственного отношения к политической, государственной и гражданской жизни, то естественным является предположение, что они принадлежат к области религиозно-нравственной жизни и в этой области они действуют по преимуществу, или даже исключительно. Принадлежность их к этой именно области подтверждается и тем, что и антихрист, пришествие которого они задерживают, хотя будет и политическим деятелем, но преимущественно он будет беззаконником, человеком греха, противящимся Богу и Христу, гонителем религии и христианства, мучителем верующих в Бога и праведников, обольстителем людей, орудием диавола, т. е. по преимуществу будет действовать в области религиозно-нравственной.

Удерживающее и держащий должны быть противоположны ему именно в этой же области, и в ней они должны действовать, чтобы замедлять и задерживать его пришествие. А противоположность антихриста – Христос. Царство зла или царство диавола противоположно царству добра, царству Божию, царству Христову. Эти два царства находятся в постоянной борьбе друг с другом. Владыка царства зла диавол. Владыка царства добра, царства Божия на земле и на небе – Богочеловек Иисус Христос.

Иисус Христос и есть держащий, противодействующий диаволу, ограничивающий его усилия, направленные к разрушению царства добра, отдаляющей время последнего самого страшного нападения со стороны диавола на царство Божие, – время антихриста. Он для того и пришел, чтобы разрушить дела диавола (1Ин. 3:8), Он воплотился, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола (Евр. 2:14). И христиане побеждают лукавого (1Ин. 2:14); но только потому, что верой вселяется в сердца их Иисус Христос, что они укрепляются Господом и могуществом силы Его и облекаются во всеоружие Божие, так что они уже могут противостоять козням диавольским и угашать все раскаленные стрелы лукавого (Еф. 3:17; 6:10–18), и именем Иисусовым могут изгонять бесов (Мк. 16:17). Ему дана всякая власть на небе и на земле, и он Сам создал Церковь Свою и пребывает в ней до скончания века, а потому врата ада не одолеют ея (Мф. 16:18; 28:18, 20). Основавши и утвердивши царство Божие на земле, и ставши его главой, Иисус Христос есть и ходатай о Нем и всемощный руководитель его в борьбе против диавола и его царства. Иисус Христос только и может быть держащим.

Ни Апостолы, ни, в частности, Апостол Павел, ни Апостол Иаков, епископ Иерусалимский, ни пророк Илия, не могут быть признаны держащими уже потому, что держащий в словах Апостола Павла представляется присутствующим и действующим до пришествия антихриста. Даже и Ангела, хотя бы и самого высшего, трудно признать держащим; ибо Ангелам вообще принадлежит в царстве Божием служебное действование, а не первенствующее и руководительное.

Если держащий есть Иисус Христос, то под удерживающим весьма прилично разуметь Духа Святаго. На греческом языке слово дух – πνεύμα, среднего рода. Поэтому и удерживающее – τὸ κατέχον, поставлено в среднем роде. Как Иисус Христос, так и Дух Святой пребывает с верующими (Ин. 14:17). Дух Святой в царстве Божием есть освятитель, раздаятель даров благодати, источник добра и святости, совершитель спасения.

Против нашего объяснения могут возразить: мог ли Апостол Павел сказать об Иисусе Христе, что Он будет от среды?

Мы полагаем, что мог сказать. Прежде всего, выражение: от среды будет, не значит непременно насильственное удаление кого-либо, например, убиение. Апостол не сказал: будет удален или изгнан от среды. Слова: от среды будет, выражают понятие удаления мягче. Они могут означать и добровольное удаление лица из среды, которая для него стала неподходящей, не соответствующей его характеру. Будет от среды, это значит – сам выйдет, отойдет от среды.

Но возможно ли, чтобы Иисус Христос Сам добровольно отошел от среды?

Да, это не возможно, если под средой разуметь Церковь; ибо в Церкви Иисус Христос обещал пребывать до скончания века. Но это вполне возможно, если под средой разуметь поприще мира. Замечательно, что в Откровении Иоанна земля и море представляются местом, куда сошел диавол, где он стал свирепствовать против Церкви и против людей, сохраняющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа. Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени (12:12). Замечательно еще и то, что на этой земле и на этом море, на которые простерлось яростное действование диавола, уже не осталось места для Церкви; она вынуждена была бежать отсюда, от яростных преследований диавола, в пустыню, в особое уединенное место, которое названо ее местом. И даны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в свое место от лица змея, и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени (12:14). При этом указание на время, времена и полвремя ясно свидетельствует, что здесь разумеется время царствования антихриста.

Итак, от среды мира отойдет Иисус Христос, а вместе с Ним удалится отсюда, и даже быстро убежит, и Церковь Его, с которой Он пребудет и во времена антихриста. Иисус Христос, как Бог, вездесущ; но Он удалится от среды мира, как глава благодатного царства, как глава царства Божия на земле, как Богочеловек и Спаситель. Точно также удалится и Дух Святой, как освятитель и благодатный раздаятель. Возрастающее перед пришествием антихриста нечестие на земле или отступление будет препятствовать благодатному воздействию Духа Божия на людей. Люди сами своим нечестием и нераскаянной греховностью отстранят и удалят от себя Искупителя и Освятителя.

Некоторое подтверждение такого объяснения мы находим в словах Божиих о современниках Ноя. И сказал Господь (Бог): не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками (сими); потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт. 6:3). Плоть противополагается духу, и дела плоти противополагаются делам духа, как это раскрыл Апостол Павел в Послании к Галатам 5:16–23. Он же в 1 Послании к Коринфянам говорит: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1Кор. 2:14). И не только не принимает, но даже и прямо противится, как говорил Архидиакон Стефан Иудеям. Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы (Деян. 7:51).

Вот это-то пренебрежение Святым Духом, нежелание принять Его, противление Ему, выражающееся в жизни по плоти, а не по духу, в совершении дел плоти и в нерасположении и даже вражде к делам духа, если оно бывает упорно и нераскаянно, так что ни временная отсрочка наказания (120 лет), ни другие средства не помогают, и не остается уже и надежды на исправление, – истощает, наконец, долготерпение Божие. Дух Божий отступает от таких людей, и они неизбежно ввергаются в погибель, к которой сами упорно стремились. Пошлешь Дух Твой, созидаются, и Ты обновляешь лицо земли. Сокроешь лицо Твое, мятутся; отнимешь дух их, умирают, и в персть свою возвращаются (Пс. 103 и 29).

Это сказано о животных, но слова эти применимы и к человеку. Что в последнее время люди будут такие же плотские, каковы они были перед потопом, это прямо засвидетельствовал Иисус Христос. Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына человеческого. Ибо как во дни пред потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег; и не думали, пока не пришел потоп, и не истребил всех: так будет и пришествие Сына человеческого (Мф. 24:37–39). Люди сами своей жизнью и делами достигнут того, что Дух Святой отвратит от них лицо Свое, от среды будет; и тогда люди в персть свою возвратятся, погибнут. Погибнут все те, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца (Откр. 13:8; ср. Мф, 24 глава и 2Сол. 2 глава). Устоят против обольщений и гонений и спасутся только избранные (Мф. 24:22, 24); устоит и спасется Церковь Христова (Откр. 12:13–17).

Наше толкование имеет еще то преимущество, что при нем довольно удовлетворительно объясняется то, почему Апостол Павел держащего и удерживающее не назвал прямо по имени. Те богословы, которые в удерживающем видят Римскую империю, а в держащем Римского императора, удовлетворительно объясняют это обстоятельство; но при всех других толкованиях прикровенность речи Апостола остается не объясненной. При нашем же толковании употребление слов: τὸ κατέχον вместо названия Святого Духа и ὁ κατέχων вместо имени Иисуса Христа, довольно удачно можно объяснить так, что и Дух Святой и Иисус Христос будут от среды, устранятся от мира, так сказать, не всецело, а именно только в качестве силы, сдерживающей окончательный напор диавола и его царства.

Сын Божий имеет различные имена. Он называется Сыном Божиим, как Сын Бога Отца; Иисусом Христом и Богочеловеком, как воплотившийся Сын Божий; Искупителем и Спасителем, как спасший человеческий род. Подобным образом Он здесь называется ὁ κατέχων – держащим, потому что это название в настоящем случае самым лучшим образом выражает ту именно деятельность Его и те Его отношения к человеческому роду и к диаволу, которые здесь описываются. Он есть держащий, или препятствующий антихристу явиться ранее назначенного времени, и в качестве именно держащего Он, когда это время наступит, отойдет от среды мира, деятельность Его, как держащего, прекратится.

То же самое до́лжно сказать и о Святом Духе. Конечно, таковое наименование совершенно исключительное: оно только здесь и встречается. Но это потому, что только здесь и говорится о том, что пришествию антихриста есть препятствие или задержка. Во всяком случае, нет ничего несообразного, а, напротив, вполне прилично Иисуса Христа и Духа Святого назвать держащим и удерживающим; ибо эти слова указывают на всемогущество и всевластие Их, которые выражаются, подобным же образом, в словах Иисуса Христа: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18).

Наше объяснение некоторое подтверждение находит в тех отношениях между Иисусом Христом – искупителем и Духом Святым – освятителем и людьми, которые существуют даже при обычном течении жизни человеческого рода и Церкви. Дух благодати не действует или слабо действует там, где неверие, или лжеверие, а также и безнравственность препятствуют Его животворной действенности. Например, чудеса совершаются только над теми и среди тех, которые веруют в чудеса. Веру должны иметь, прежде всего, совершители чуда, или те, через кого оно совершается. Так, ученики Иисуса Христа не могли изгнать беса из отрока, бесновавшегося в новолуние. И на вопрос их, почему они не могли изгнать злого духа, Иисус Христос отвечал им: по неверию вашему; и для изгнания беса необходимы молитва и пост, т. е. с верой совершаемое испрошение у Бога благодатной помощи и нравственное бодрствование. А из слов Иисуса Христа, сказанных в этом же случае: О род неверный и развращенный! можно догадываться, что неверие и развращение, мало того, что препятствуют чудесному действованию Божию в человеке, но и служат причинами самой бесноватости: вместо Духа Божия человек становится вместилищем злого духа (Мф. 17:14–21).

Совершение чуда еще более требует веры во вседейственную помощь Божию со стороны тех, над кем чудо совершается. Так, сотник, прося Иисуса Христа исцелить своего больного слугу, сказал Ему: скажи только слово и выздоровеет слуга мой. И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час (Мф. 8:5–13). Так, двум слепцам, взывавшим к Иисусу: помилуй нас! Иисус сказал: веруете ли вы, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда От коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их (Мф. 9:27–30). Так, прокаженный сказал Иисусу Христу: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. От простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него (Мф. 5:12–13).

И в настоящее время, например, чудеса при мощах святых и при чудотворных иконах совершаются только над теми, которые веруют, что Бог по молитве святых может исцелить их, или совершить какое иное чудо. Напротив, неверующие, развращенные и нераскаянные в грехах не удостаиваются того, чтобы над ними были совершаемы чудеса, потому что они сами своим образом мыслей и жизни отдалили от себя вседейственного Духа Божия.

А иногда Дух Божий хотя и действует в неверующем и нераскаянном грешнике, но производит действие, противоположное тому, какое Он производит в людях верующих и кающихся. Так, евхаристия есть источник жизни для тех, которые вкушают Тело и Кровь Христовы с верой, благоговением и с очищенной совестью (Ин. 6 глава). Напротив, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, и от этого многие бывают немощны и больны, и немало умирают (1Кор. 11:26–30).

И то же до́лжно сказать и о прочих таинствах. В неверующих, в лжеверующих и даже в маловерующих они оказываются или недейственными, или малодейственными, или хотя производят и сильное действие, но совершенно обратное тому, какое они должны бы были произвести по самой своей природе и по своему назначению: вместо действия благотворного, созидающего и спасительного они оказывают в таких людях действие разрушительное, и недостойное принятие их еще более отягчает виновность пред Богом принимающего их.

В отдельных случаях это бывает всегда и постоянно. В эпохи упадка веры, нравственной и церковной жизни эта недейственность, или осуждающая действенность Духа благодати простирается уже на значительное число людей. Поэтому-то, например, в такие эпохи чудеса совершаются реже. А в последние времена мира, при тогдашнем широком распространении неверия, лжеверия, нечестия и безнравственности, такая бездейственность и малодейственность, или осуждающая людей действенность Духа благодати, соответствующие широте и глубине нравственно-религиозного упадка человеческого рода, по необходимости, будут проявляться в гораздо большем числе людей, нежели в самые худшие эпохи истории.

При возрастающем распространении зла, неверия и нечестия все большее и большее число людей устранится от воздействия спасительной силы благодати, отвратится от Христа, от Бога, от истинной Церкви, от истинной веры, от благочестия и добродетели. Это и будет удаление от среды держащего и удерживающего. Правда, удерживающее и держащий будут проявлять еще свое действование, спасающее людей и ограничивающее силу диавола, в праведниках и через праведников. Праведники будут, так сказать, поддерживать долготерпение Божие к грешному роду человеческому и замедлять конец человеческого рода. Но настанет минута, когда число праведников уменьшится настолько, что ради них уже невозможно будет оказать пощады всему человеческому роду. Если бы в Содоме и Гоморре нашлось десять праведников, то Господь, по просьбе праведного Авраама, не истребил бы нечестивые города ради десяти праведников (Быт. 18:32). Так и взятие от среды удерживающего и держащего, а вместе с тем и пришествие антихриста и кончина мира, по долготерпению Божьему, ради остающихся еще на земле праведников, будут замедляемы; но умалится, наконец, число праведников до такой меры, которая известна только Богу и при которой уже нельзя будет отсрочивать далее конец, и тогда-то будут взяты от среды удерживающее и держащий, и откроется беззаконник.

Из сказанного видно, что взятие от среды удерживающего и держащего нельзя признать действием моментальным: оно есть действие постепенно совершающееся, но которое в то же время будет иметь конечный предел или конец; и вот этот-то конец, завершение взятия от среды удерживающего и держащего и указан Апостолом. Он наступит перед самым пришествием антихриста, или, лучше, пришествие антихриста необходимо последует за ним, – и по времени, и как следствие за своей причиной.

По устроению Божию, к этому же времени, когда из-за грешной части человеческого рода будут взяты от среды мира удерживающее и держащий. И праведная часть его довершит то великое дело, которое было начато Иисусом Христом и Его Апостолами и которое с тех пор непрерывно продолжается, и будет продолжаться до кончины мира, – разумеем проповедование Евангелия всем народам. Можно думать, что ко времени пришествия антихриста полнота языков войдет в Церковь Божию, т. е. все те из язычников, которым суждено быть причтенными к святому и избранному стаду Христову, сделаются христианами, и Евангелие будет проповедовано по всей вселенной, в свидетельство всем народам. Проповедование Евангелия всем народам будет самым заметным и наглядным признаком приближения царствования антихриста и кончины мира.

Иные богословы, впрочем немногие, к предвестникам пришествия антихриста причисляют еще обращение Иудеев ко Христу, что предсказано Апостолом Павлом в Послании к Римлянам. Несомненно, что это событие совершится в последние времена, что Иудеи обратятся ко Христу последними, после того, как войдет в Церковь полное число язычников. Но нет указания на то, что Иудеи обратятся ко Христу до пришествия антихриста. Вероятнее, что Иудеи обратятся ко Христу при антихристе, а не до него. Намек на это мы находим в словах Иисуса Христа: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин. 5:43). На основании этих слов можно полагать, что Иудеи сначала примут антихриста за ожидаемого ими Мессию. Но скоро, видя его кровожадную жестокость, отрицание им Бога и самообоготворение, они разуверятся в его мессианском достоинстве, поймут и сознают, что они ошиблись. Этот ужасный обман, в который они будут введены антихристом, образумит их, привлечет их сердце к Тому, Кому антихрист будет врагом и противником, т. е. ко Христу. Сознание своей тяжкой ошибки внушит им мысль, что и вообще ожидание ими Мессии напрасно, и что Мессия уже давно пришел в лице Иисуса Христа. Но более всего на них подействует проповедь пророка Илии. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их (Мал. 4:5–6).

Но когда же Евангелие будет проповедано по всей вселенной? когда же удерживающее и держащий будут взяты от среды? когда явится антихрист?

Из Писания видно только, что это будет в последние времена, перед кончиной мира, перед вторым пришествием Христовым. В частности, слова во Втором Послании к Фессалоникийцам, что Иисус Христос истребит антихриста явлением пришествия Своего, показывают, что антихрист придет непосредственно перед вторым пришествием Христовым. Но так как совершенно неизвестно, когда придет Иисус Христос и последует кончина мира, то и время пришествия антихриста от людей скрыто. Говоря иначе, никто не может сказать, в каком году, в каком веке, или в какой тысяче лет, считая от начала мира, явится антихрист.

Поэтому все попытки определить время пришествия антихриста всегда были и будут неудачны и совершенно напрасны. Люди могут только, сопоставляя события и жизнь своего времени с тем состоянием, которое, по свидетельству Писания, будет переживать человеческий род перед пришествием антихриста, строить догадки и предположения о том, близко, или далеко от них еще отстоит время пришествия антихриста. Но многовековая история этих догадок и предположений научает нас, как легко ошибиться в решении этого вопроса. Ошибки были с двух сторон. С одной стороны, люди неправильно изъясняли свидетельства Писания об антихристе; с другой стороны, в своем времени, в его бедственных событиях и в действующих лицах люди находили чрезвычайное сходство с тем состоянием жизни человеческого рода, какое, по свидетельству Писания, будет перед антихристом и при антихристе.

Но на самом деле людям, которым приходилось жить в смутное и тяжелое время, их эпоха только представлялась самой несчастной из всех времен, какие когда-либо были и могут быть на земле. А потому им и казалось, что их бедственное время точь-в-точь похоже на ту злосчастную эпоху, какая будет в последние времена мира. Такое преувеличение весьма естественно, потому что бедствие, переживаемое человеком, естественно, кажется ему в тысячу раз более тяжким, нежели то бедствие, описание которого он читает или слушает. Например, бедствия Наполеоновских войн, может быть, не содержали в себе и тысячной доли тех бедствий, которые придется пережить человечеству в последние времена. Но тем, которым привелось испытать и пережить их, естественно, казалось, что более несчастной эпохи и быть не может, и что антихрист не причинит людям больше бедствий, чем, сколько принес их людям Наполеон. О тяжести страданий людям говорило сердце их; а голос сердца гораздо сильнее голоса рассудка. Под давлением тяжкого удручающего чувства страданий люди искали исключительно только черт сходства своей эпохи с последними временами мира, как они изображаются в Св. Писании, и, разумеется, находили их, а черт различия не искали и не замечали и даже, при смущенном состоянии своего духа, не могли искать и находить. Мы не говорим уже о том, что расстроенному и напуганному воображению и удрученному сердцу, как действительность, так, в особенности, ожидаемые страдания и бедствия всегда кажутся более ужасными, нежели каковы они на самом деле.

Некоторые на Западе даже и в теперешнем состоянии мира находят зловещие признаки приближения конца его. Действительно, в последнее время улучшения относились больше к внешним удобствам жизни, касались благ земной жизни человека, нежели к нравственной и религиозной сторонам ее. Чрезвычайный рост получили преимущественно технические производства и прикладные науки. Но возрастает ли внутренний, духовный человек? И да, и нет. Например, старые секты христианские не перестают существовать и к ним еще прибавились новые; так что лжеверующих ныне не меньше, а, может быть, даже и больше, чем было в прежние времена. С распространением грамотности и просвещения грубых суеверий стало меньше среди собственно образованных народов. Но зато возникли иные виды суеверия, небывалые прежде, вроде спиритизма. Равнодушия к вере и святыне среди образованных народов стало больше, нежели было прежде.

Но самый страшный недуг нашего времени есть безбожие среди образованных народов, проявляющееся то в забвении религии и Бога, то в пренебрежении ими, а то и в явном и даже наглом отрицании их, в осмеянии всего священного, в ненависти к религии и к христианству и к поклонникам Бога и Христа. Много теперь недугов и в нравственной жизни. В больших городах и в заводских и фабричных округах широко распространен разврат, и узы брака и семьи подорваны. Число незаконных связей, подкидышей и детей, бросаемых матерями, очень велико и все возрастает. Связанные с развратом болезни приняли ужасные размеры, так что предвещают вырождение городов, провинций и даже целых народов.

Несмотря на необыкновенное развитие и усовершенствование технических производств, крайняя нищета не уменьшилась, а, пожалуй, даже увеличилась; а вместе с ней возросли и спутники ее – пороки и преступления. Пьянство не уменьшилось, если только не увеличилось, и вместе с развратом и нищетой подрывает физические, умственные и нравственные силы населения. Число самоубийств достигло огромных размеров и все более и более увеличивается. Число уголовных преступлений не уменьшилось, если только не увеличилось. Эксплуатация богатыми и сильными людей слабых, бедных и безпомощных, может быть, немногим меньше, чем какова она была во времена узаконенного рабовладения. Печатное слово стало лживо и продажно, каким прежде оно никогда не было. Обманов и мошенничеств в торговле и во всех взаимных денежных сделках ныне едва ли стало меньше, чем было прежде: на честное слово ныне положиться уже невозможно. Воинственности, пожалуй, стало меньше, но кажется, не от того, что люди стали более миролюбивы, безкорыстны, доброжелательны, прониклись сознанием братства и силой христианской любви, а оттого, что воевать стало гораздо страшнее, убыточнее и вообще тяжелее, чем прежде, да и люди стали менее сильны и мужественны и более слабы и малодушны, чем прежде. Да и не бесспорно, что воинственность ослабела. Все возрастающее вооружение всех образованных народов, превратившее всю Европу в какой-то вооруженный лагерь, может, наконец, разрешиться ужасным кровопролитием, общеевропейской войной, от которой погибнут миллионы людей.

Но, с другой стороны, заметно и сильное противодействие всем видам зла. Много ныне неверующих, однако, все-таки христианские храмы не опустели; ветхие возобновляются и строятся новые. Значит велико еще число тех, которые дают средства на их возобновление, постройку и украшение и которые посещают их. Миссионеры всех исповеданий обращают ко Христу язычников. Наряду с внешней усиливается в последнее время и, так называемая, внутренняя миссия. Лжеверующих, маловерующих и неверующих поучают, вразумляют, или обличают истинно-верующие. И эту борьбу с религиозными недугами нельзя же назвать совсем безуспешной. С пьянством, развратом и всеми дурными последствиями их борются и наука и специальные общества. Нищета ограничивается широко развитой благотворительностью. Люди, получившие увечья, страдающие тяжкими недугами, неспособные к труду и добыванию пропитания, находят помощь и поддержку.

К великим достоинствам нашего времени до́лжно причислить сознание важности и необходимости труда, любовь и уважение к труду: теперь стыдятся не труда, а праздности. Против воинственного духа борются приверженцы всеобщего мира и единения. Конечно, их слова – глас вопиющего в пустыне. Но хорошо уже и то, что он раздается и находит сочувствие и одобрение. Печать всего мира, этот глас народов, с неописуемым восторгом встретила обращение Императора Николая II к державам с целью изыскать способы к ограничению чрезмерных вооружений и единодушно признала его актом всемирной важности, величайшим событием нашей эпохи, воссиявшим с севера светом, благовестом истинного миролюбия, осветившего весь мир, возвышеннейшей идеей, которая когда-либо осеняла голову монарха, проявлением благородного чувства чистого и великодушного человеколюбия, лавровым венком на главу Царя-Миролюбца, и пожелала успеха этому благородному и возвышенному замыслу, хотя и не умолчала о трудностях его осуществления. Сами тягости и несчастия войны облегчаются ныне международными правилами ведения войны, запрещающими бездельную жестокость и зверство, великодушием воюющих, самоотверженностью и истинно христианской любовью к страждущим санитаров, сестер милосердия и врачей. Одним словом, много пороков и бедствий в современном человечестве, но не иссякли в нем и добродетели, даже самые высокие. Вот почему мы и не можем стать на сторону тех, которые в современном состоянии человечества с уверенностью находят признаки приближения конца.

Даже более вероятной можно признать мысль, что кончина мира не близка: нет еще тех ужасных и разнообразных бедствий, которые, по учению Иисуса Христа, будут на земле перед последними временами. Евангелие еще не всем народам проповедано; религиозный упадок и нравственная развращенность проникли пока еще в малую часть человеческого рода и выражают характер отступления в малых размерах и в слабой степени. Поэтому можно полагать, что в наше время еще не осуществились в полной мере те признаки, которые будут принадлежать времени, предваряющему пришествие антихриста.

Но признаем ли мы наше время более или менее подобным тому, которое будет перед пришествием антихриста, во всяком случае, должно твердо помнить ту истину, что, не обладая даром особенной прозорливости, на основании только обыкновенных сведений о современном состоянии человеческого рода, как бы они ни были обширны, не до́лжно делать предсказаний о будущем. Догадки можно еще высказывать, но и то с большой осторожностью и осмотрительно.

Как трудно предсказывать будущее, укажем на следующий пример. Все более и более возрастающие милитаризм и вооружения во всех европейских государствах, по-видимому, предвещают общеевропейскую, или, во всяком случае, большую войну в ближайшем будущем. «В течение последних двадцати лет миролюбивые стремления особенно твердо укрепились в сознании просвещенных народов. Сохранение мира поставлено было целью международной политики. Во имя мира Великие Державы сплотились в могучие союзы. Для лучшего ограждения мира увеличили они в небывалых доселе размерах свои военные силы и продолжают их развивать, не останавливаясь ни перед какими жертвами. Однако усилия эти не могли пока привести к благодетельным последствиям желаемого умиротворения. Все возрастающее бремя финансовых тягостей в корне расшатывает общественное благосостояние. Духовные и физические силы народов, труд и капитал, отвлечены, в большей своей части, от естественного назначения и расточаются непроизводительно. Сотни миллионов расходуются на приобретение страшных средств истребления, которые, представляясь сегодня последним словом науки, завтра должны потерять всякую цену ввиду новых изобретений. Просвещение народа и развитие его благосостояния и богатства пресекаются или направляются на ложные пути. Таким образом, по мере того как растут вооружения каждого государства, они менее и менее отвечают предпоставленной Правительствами цели. Нарушения экономического строя, вызываемые в значительной степени чрезмерностью вооружений, и постоянная опасность, которая заключается в огромном накоплении боевых средств, обращают вооруженный мир наших дней в подавляющее бремя, которое народы выносят все с бо́льшим трудом. Очевидным поэтому представляется, что, если бы такое положение продолжилось, оно роковым образом привело бы к тому именно бедствию, которого стремятся избегнуть и перед ужасами которого заранее содрогается мысль человека...» [1]. Тем не менее, решится ли даже и опытный политик с уверенностью предсказать, что такая война непременно будет в ближайшем будущем?

Еще труднее предвидеть результаты предполагаемой общеевропейской войны. Что она будет разрушительна, что она подорвет материальное благосостояние многих европейских народов, приостановит движение вперед наук, искусств и технических производств и произведет огромный переворот в судьбе многих европейских государств, предвидеть и предсказать это можно с большой вероятностью. Но на вопрос, будет ли она похожа на грозу весеннюю, которая хотя и разрушает вихрем, молнией и потоками воды, но вместе с тем очищает воздух, вливает жизненные силы в расцветающую природу и все оживотворяет, или на грозу осеннюю, которая, обрывая листья, только довершает разрушение, но уже не может оживотворять замирающей природы, – ответить никто не может.

Мы лично гадаем, что эта война, как бы она ни была ужасна, не будет предпоследней бурей, не будет предвестницей последних времен; но догадка и есть только догадка. Трудно предвидеть политические перевороты, а предусмотреть и верно предсказать переломы умственной, нравственной и религиозной жизни человечества, пожалуй, еще труднее.

Когда действительно приблизится время антихриста, тогда наиболее прозорливые и духовные из современников предугадают, что кончина мира недалека. Говорим так на основании слов Иисуса Христа: От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья; то знаете, что близко лето. Так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях (Мф. 24:32–33). И по учению Апостола Павла, тех, которые не во тьме, сынов света и сынов дня, день Господень не застанет как тать (1Сол. 5:1–5). Но когда ветви смоковницы еще не мягки, и листья ее еще не начали распускаться, тогда по смоковнице нельзя еще предузнать, близко, или далеко лето. Так и о времени антихриста, пока нет явных и резких признаков его приближения, нельзя предугадать, далеко оно, или не очень далеко.

Примечание

[1] Правительственное сообщение Министра иностранных дел графа М.И. Муравьева послам в России от 12 августа 1898 г.

 

Источник


Комментарии


Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20